Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

  • Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитацииВо время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.
    • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
    • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
    • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
    • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
    • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

    В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

    Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью.

    Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает.

    Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

    • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
    • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
    • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
    • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
    • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

    Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения.

    Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось.

    В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

    Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

    • фармакологическое лечение;
    • массаж;
    • занятия с логопедом.

    Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

    • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
    • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
    • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
    • диуретики для снятия отеков мозга.

    В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

    Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

    • нарушение жевательной функции;
    • слюнотечение;
    • обвисание щеки, уголка рта.

    Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

    Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

    • задания надо выполнять от простых к более сложным;
    • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
    • важно избегать переутомления;
    • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

    Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

    Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

    • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
    • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
    • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
    • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

    Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

    Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

    • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
    • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
    • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
    • свернуть язык в трубочку;
    • почмокать губами;
    • облизать губы, провести языком по небу;
    • медленно надувать и сдувать щеки.

    Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

    Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

    Упражнения для языка:

    • высунуть язык, подержать несколько секунд;
    • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
    • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
    • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
    • цокать языком;
    • прикусывать расслабленный язык;
    • облизывать губы справа налево и слева направо.

    Упражнения для губ:

    • сложить губы трубочкой и вытянуть;
    • улыбнуться, не разжимая губ;
    • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
    • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
    • подуть сквозь расслабленные губы;
    • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
    • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

    Упражнения для голоса:

    • произносить поочередно гласные на выдохе;
    • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
    • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
    • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

    Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

    Упражнения для мимики:

    • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
    • широко открывать, потом расслаблять рот;
    • надувать-сдувать щеки;
    • складывать губы как для поцелуя;
    • вытягивать язык в разные стороны;
    • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Физиотерапия

    Как восстановить речь после инсульта

    Ежегодно в мире регистрируется 6 млн. случаев инсульта. В России этот показатель варьируется в пределах 450-550 тысяч.

    Нарушение мозгового кровотока, протекающее в острой форме, приводит к развитию двигательных и речевых нарушений.

    Восстановление речи у пациентов после инсульта является первостепенной задачей, направленной на улучшение качества жизни и социальной адаптации. У пациентов, перенесших инсульт, речевая дисфункция выявляется в 30% случаев.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Виды расстройств при разных формах инсульта

    Расстройство церебрального кровообращения сопровождается инфарктом (некрозом, отмиранием тканей) участка мозга или излиянием крови в мозговое вещество. У пациентов в остром периоде инсульта выявляются признаки неврологического дефицита:

    • Расстройство чувствительности.
    • Нарушение моторной функции.
    • Нарушение сердечной и дыхательной деятельности.

    Речевая дисфункция – один из характерных симптомов инсульта, обычно дополняется нарушением функции глотания. Потеря речи при инсульте, связанная с повреждением участка мозговой ткани, получила название афазия.

    Речевая дисфункция проявляется невозможностью произносить слова и понимать речь других людей.

    Афазический синдром у разных пациентов отличается характером проявлений и течения (обратного развития) в зависимости от вида инсульта – геморрагический или ишемический.

    Через какое время после инсульта восстанавливается речь, зависит от формы ОНМК. При геморрагическом инсульте нарушения речи обычно быстро регрессируют в значительном объеме после адекватных реабилитационных мероприятий. При геморрагической форме расположение патологического очага относительно речевых центров не оказывает прямого влияния на степень выраженности речевой дисфункции.

    Обычно очаг находится вдали от корковых центров речи. Афазия возникает как следствие распространения отека мозгового вещества и сопутствующего развития защитного торможения функций. При ишемической форме афазический синдром коррелирует с характером и степенью поражения элементов кровеносной системы, питающей мозг. Эти же факторы влияют на возможность регресса нарушений.

    Диагностика

    Лечение афазии после инсульта проводится после диагностики, которая позволяет выяснить характер и степень тяжести нарушений. Способность разговаривать, воспроизводить слова и фразы – сложноорганизованный процесс, который требует участия корковых центров, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие, а также полноценной иннервации отделов речевого аппарата.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Когда пропадает речь после инсульта, выделяют основные виды расстройств – афазию и дизартрию. Афазия – речевая дисфункция, которая связана с нарушением обработки информации в соответствующих корковых центрах мозга. При афазии сохраняются артикуляционная и слуховая функции. Различают формы афазии:

    1. Моторная. Развивается в результате поражения задних участков лобных долей. Основной дефект – инертность высказывания. Пациент многократно повторяет звук или слово, что делает невозможным произнесение связанных фраз.
    2. Артикуляторная моторная. Возникает как следствие повреждения нижних участков в теменной области. Основной дефект – нарушение артикуляции (при произнесении звуков пациент не способен интуитивно найти нужное положение губ, языка, щек и других элементов речевого аппарата).
    3. Сенсорная. Развивается на фоне поражения верхних отделов в височной области. Основной дефект – агнозия (нарушение слухового восприятия). Пациент не различает параметры звуков – высоту, мягкость, твердость. Звуки воспринимаются искаженно. Нарушается понимание чужой речи.
    4. Акустико-амнестическая. Возникает как результат поражения срединных и задних участков височной области. В отличие от сенсорной формы у пациента сохраняется понимание отдельных звуков. Основные дефекты: невозможность преобразовать звуки в слова, нарушение удержания в памяти нескольких слов (к примеру, из 3 предъявленных слов пациент может повторить 1 или 2), что приводит к невозможности понимания длинных речевых конструкций.

    Вид афазии имеет значение при выборе метода ее коррекции. Дизартрия представляет собой расстройство произносительного компонента речи, что обусловлено нарушением иннервации элементов речевого аппарата. Речь пациента становится нечленораздельной, невнятной. При тяжелом поражении мышц, участвующих в формировании звуков, пациент теряет способность говорить, развивается анартрия.

    Диагностика афазии осуществляется согласно критериям шкалы Вассермана. По результатам обследования определяют степень речевых нарушений – легкая (до 20 баллов), умеренная (в пределах 20-40 баллов), тяжелая (больше 40 баллов). Как восстановить речь, если она пропала после инсульта, расскажет лечащий врач.

    Методы восстановления речевой функции

    Восстановление речи после перенесенного эпизода ОНМК осуществляется комплексно. Параллельно проводятся другие лечебно-реабилитационные мероприятия, направленные на устранение двигательных, когнитивных, поведенческих нарушений. Основные реабилитационные мероприятия:

    • Медикаментозное лечение.
    • Массаж и лечебная гимнастика.
    • Логопедическая коррекция.
    • Психотерапевтическая помощь.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Лучшие результаты достигаются при раннем начале восстановительной терапии после эпизода ОНМК. Подходящую методику для восстановления речи после эпизода инсульта подбирает врач с учетом вида и степени тяжести речевого расстройства.

    Медикаментозные средства

    Медикаментозная терапия устраняет дефицит нейротрансмиттеров, стимулирует высшие корковые функции.

    Реабилитационная программа по развитию речи после инсульта предполагает прием лекарств, которые восполняют недостаточность деятельности ацетилхолинергической системы, ингибируют (подавляют) активность глутаматергической системы.

    Обычно врач назначает таблетки, пероральные, инъекционные растворы Цитиколина (ноотропное, психостимулирующее средство).

    Физиотерапия

    При потере речи после инсульта применяют аппаратные методики, которые улучшают кровоснабжение поврежденных тканей, стимулируют активность мышц, участвующих в процессе артикуляции. Аппаратная электростимуляция низкочастотными токами мышц гортани создает и поддерживает нормальный мышечный тонус в зоне воздействия.

    Аппаратные методики применяются для лечения дизартрии и дисфагии (расстройство глотания). Физиотерапия включает метод транскраниальной стимуляции участков мозга магнитными импульсами. При воздействии на корковые отделы мозга происходит возбуждение корковых нейронов, чья активность была подавлена вследствие повреждения мозговой ткани.

    Упражнения и массаж

    Чтобы быстро научиться говорить заново, нужно сочетать такие методы, как гимнастика и массаж. Предварительное массирование мышц, участвующих в процессе артикуляции, облегчает выполнение упражнений и повышает их эффективность. Мышцы разогреваются, становятся более податливыми и послушными. Логопедический массаж предполагает выполнение приемов:

    1. Поглаживание, разминание тканей в лобной части лица. Зигзагообразные движения разминающего характера направляют вдоль продольной линии лба снизу вверх до границы роста волос. Прием чередуют с поглаживанием двумя руками от середины лба в разных направлениях – к височным зонам.
    2. Разминание области носа. Большими пальцами кистей рук, применяя слегка вибрирующие движения, проводят зигзагообразную линию вдоль крыльев носа к его основанию, затем – от кончика носа к его основанию.
    3. Разминание зоны скул. Пальцами кистей обеих рук массируют участок от нижней челюсти до уха одновременно с обеих сторон, затрагивают область скул и нижнего века.
    4. Разминание щек. Вибрирующими, быстрыми, мягкими движениями, используя пальцы кистей рук, массируют участок, расположенный между скуловой костью и нижней челюстью.
    5. Поглаживание щек. Выполняется в зоне под глазами. Движения направляют от спинки носа к скулам, затем к височной области.
    6. Разминание подбородка. Используя пальцы обеих рук, движения разминающего характера направляют от срединной точки под нижней губой к костной пластинке, известной как восходящая ветвь в составе нижней челюсти.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Делать массаж для восстановления речи после эпизода ишемического или геморрагического инсульта можно в домашних условиях.

    Выполняя массажные движения, следует индивидуально регулировать интенсивность и длительность воздействия, избегая болезненных ощущений на обрабатываемом участке.

    Особое внимание уделяют пациентам с тяжелыми речевыми расстройствами, которые не могут сами сказать о неприятных ощущениях.

    Врачи-массажисты делают массаж языка, разминая его поперечные и продольные мышцы. В лечебном учреждении при выполнении массажа применяют различные приспособления, к примеру, дизартрические зонды. После разминки мышц речевого аппарата для восстановления утраченной в результате инсульта речи делают упражнения:

    1. Трубочка. Губы складывают в форме трубочки, удерживая положение в течение 6 секунд. Затем губы расслабляют на 6 секунд. Цикл повторяют 10 раз. Затем аналогичные манипуляции проделывают с языком.
    2. Закусывание губы. Поочередно верхней и нижней. Чтобы выполнить упражнение, губу захватывают зубами, удерживая положение на протяжении 2-3 секунд. Цикл повторяют 10-15 раз.
    3. Обнажение (оскал) зубов. Упражнение выполняют 10 раз.
    4. Выдвигание языка. Пациент максимально высовывает язык из ротовой полости на несколько секунд, затем убирает его. Повторяют 10 раз.
    5. Облизывание губ. Пациент проводит языком поочередно по обеим губам в разных направлениях. Цикл повторяют 10 раз. Затем пациент совершает круговые движения языком, облизывая сразу обе губы. Движение языка по кругу направлено сначала в одну, затем в другую стороны.
    6. Тренировка языка. Пациент, приоткрыв рот, пытается дотянуться языком до области мягкого неба. Упражнение продолжают манипуляциями с языком, который нужно свернуть в форме чашки, удерживая положение на протяжении 6 секунд. Повторяют 10 раз.

    Упражнения делают перед зеркалом, чтобы пациент визуально контролировал положение органов речевого аппарата. Методы, как восстановить речь, предполагают активное общение с пациентом, у которого наблюдается отсутствие тяжелых речевых нарушений.

    К примеру, выполняют упражнение: родственник или врач говорит начало слова или фразы, которую больной должен продолжить самостоятельно. При произнесении первых слогов слова, пациенту нужно угадать о каком предмете идет речь.

    Это более сложное упражнение, чем продолжение фразы, где предполагается несколько допустимых вариантов.

    Чтобы научить человека говорить после эпизода инсульта, применяют такой метод, как прослушивание его любимых песенных композиций. Пациент непроизвольно пытается подпевать любимую песню. Музыкальная терапия позитивно влияет на психо-эмоциональный фон больного.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Скороговорки после инсульта – один из способов тренировать речевые навыки. При незначительных расстройствах артикуляции, скороговорки используются для восстановления подвижности, пластичности органов, участвующих в формировании звуков (язык, губы), помогают в домашних условиях учиться правильно и четко произносить фонемы, развивать беглость речи, утраченную после инсульта.

    Проговаривание скороговорок осуществляется по принципу – от простых вариантов к сложным фразам. Несколько простых примеров: «Актер театра», «Ворона проворонила», «Столы белодубовые, гладко вытесанные», «Водовоз воду вез».

    Сложные варианты: «Ликвидны акции или трудно ликвидны – не видно», «Еж с ежатами, уж с ужатами», «Куртка Кондрата узка и коротковата», «Косой козел идет с козой».

    Чтобы вернуть речь, утраченную после инсульта, необходима помощь специалистов, таких как психотерапевт, логопед.

    Логопедическая коррекция

    Логопед после инсульта учит пациента разборчиво и четко произносить звуки и формировать из них слова. На ранних этапах после инсульта занятия с логопедом проводятся для восстановления речи и коммуникативных навыков. Врач налаживает коммуникативный контакт с пациентом, что позволяет сократить сроки и улучшить результаты реабилитационного лечения.

    Речь после инсульта восстанавливается достаточно быстро, если больной активно участвует в реабилитационном процессе. Один из методов терапии – логопедическая ритмика, направлен на развитие речевой кинестезии (восприятие движений органов речевого аппарата) посредством логопедической коррекции и музыкально-ритмической активности.

    Двигательные и речевые центры в коре функционально взаимосвязаны, музыка дополнительно стимулирует психическую активность.

    Благодаря идентичной интонационной природе музыкальных и речевых звуков сочетание указанных воздействий приводит к развитию слухового восприятия.

    Логопед может порекомендовать пациентам с диагностированной моторной афазией, которая развилась после инсульта, следующие упражнения:

    • Выкладывание мозаики.
    • Построение конструкций из кубиков.
    • Рисование по точкам, штриховка, обведение знаков.
    • Лепка, плетение.
    • Складывание пазлов.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Упражнения для развития мелкой моторики относятся к методам доречевой подготовки, которая намного повышает эффективность реабилитационных мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений. Логопедические упражнения после инсульта дополняются другими методами коррекции речевых нарушений.

    К ним относят растормаживание экспрессивной (выразительной) речи, выработку правильного дыхания во время произнесения слов и фраз, формирование мелодико-интонационных компонентов речи.

    Эффективны упражнения, предложенные в формате зеркального отражения. К примеру, врач проделывает разные манипуляции (нахмуривается, приподнимает брови, растягивает в улыбке губы) частями своего лица, предлагая пациенту повторять действия. При афазии после инсульта особое внимание уделяется восстановлению понимания причинно-следственных связей.

    К примеру, на фразу врача: «В дом принесли елку, скоро наступит…», пациент должен ответить сообразно предполагаемой ситуации. При афазии на первых этапах отрабатываются простейшие, часто употребляемые речевые конструкции, которые впоследствии составляют основу речи.

    Прогноз

    Сколько восстанавливается речь, утраченная после инсульта, зависит от тяжести нарушений и скорости оказания квалифицированной медицинской помощи. Прогноз существенно улучшается, если реабилитационные мероприятия начинаются сразу после стабилизации состояния больного.

    Статистика показывает, реабилитация, которая проводится в течение первых 3 месяцев после эпизода ОНМК, позволяет восстанавливать около 50% утраченных функций. Обычно период, необходимый для восстановления речи, варьируется в пределах 0,5-2 года. Если пациент долго не получает профессиональную помощь по устранению речевых дефектов, возможны неблагоприятные последствия.

    Прогноз при отсутствии какого-либо реабилитационно-восстановительного лечения выглядит следующим образом: в большинстве случаев пациент становится инвалидом, не способным разговаривать и самостоятельно заботиться о себе. У 18% больных происходит повторный инсульт в 5-летний период после первого эпизода.

    Как восстановить речь после перенесенного эпизода инсульта (ишемического, геморрагического), расскажет лечащий врач. Программа реабилитации составляется индивидуально с учетом вида и степени выраженности речевого расстройства.

    Восстановление речи после инсульта — что делать, рекомендации

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Восстановление речи после инсульта – одна из ключевых частей реабилитации. Именно эта функция страдает у большинства пострадавших после ишемического и геморрагического удара.

    Проявляется это в неспособности выговаривать звуки, выстраивать предложения, подбирать слова. Человек не всегда понимает речь, когда к нему обращаются, испытывает затруднения с разбором написанного. По статистике, речевые функции восстанавливаются часто, если соблюдаются меры реабилитации.

    Виды нарушений

    Патологии, к которым ведет ухудшение кровоснабжение мозга, вызывает множественные двигательные осложнения, расстройство чувствительности. Одним из частых осложнений является нарушение речи после инсульта. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с дизартрией, афазией и диспраксией.

    После инсульта могут отмечаться комбинация этих нарушений.

    Афазия

    Справочно. Инсульт вызывает местное повреждение тканей речевых центров, утрату способности понимать письменную, устную речь, выражать свои мысли.

    По типу афазии выделяют несколько видов нарушения речи при инсульте:

    • Сенсорная. Ее связывают с гибелью нервных клеток в центре Вернике. У больных наблюдаются нарушения звукового восприятия слова. Людей с таким поражением отличает непонимание того, что говорят другие. Им кажется, что к ним обращаются на иностранном языке. Часто они способны понять начала обращенного к ним предложения, но вскоре забывают сказанное, теряются.
    • Моторная. Из-за повреждения центра Брока возникает моторная афазия после инсульта. Человек теряет способность говорить, затрудняется подбирать слова, формулировать высказывания, упускает важные моменты, путает названия, обозначающие разные понятия. Во многих ситуациях они выкрикивают и повторяют отдельные бессмысленные слова. Патология неплохо поддается лечению.
    • Семантическая. Человек не произносит и не понимает смысл отдельных словосочетаний. Простые фразы остаются доступными. Прогноз при такой афазии достаточно благоприятный.
    • Амнестическая. Нарушения связаны с расстройствами памяти. Пациент не помнит отдельные слова.

    Справочно. При поражении большого объема мозга, наблюдается полная афазия. Для нее характерно абсолютное отсутствие речи.

    Больной находится без сознания, не воспринимает обращений к нему, не узнает близких.

    Дизартрия

    Развитие патологии связывают со слабостью мышечного аппарата, используемого в артикуляции. Интеллект часто сохранен, больной понимает речь, которая к нему обращена, способен сам говорить короткие предложения.

    Часто речь его невнятная, трудно понимаемая. Нет чистоты произношения. Голос становится тихим, замедленным.

    Диспраксия

    Справочно. В основе расстройства лежит не паралич, не слабость мышц, а нарушение координации.

    Не соблюдается порядок и последовательность движения мышц для получения четких и ясных звуков. Слова получаются стертыми. Отмечаются частые повторы слов, но связано это с попыткой добиться правильного произношения, а не со слабоумием, как может показаться.

    Причины речевых нарушений

    Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.

    Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.

    Справочно. Разрыв нейронных связей, сдавливание тканей гематомой, отеки, кровоизлияния, нарушения питания на любом из этих участков ведет к соответствующему расстройству речи.

    Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.

    Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.

    Особенности восстановительного процесса

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    После завершения острого периода и возвращения домой начинается интенсивная логопедическая реабилитация.

    Внимание. Ключом к возможности возврата утраченных функций считается регулярность. Общаться с пострадавшим, давать ему слушать музыку, делать упражнения для восстановления речи после инсульта, надо ежедневно.

    Такие факторы, как интенсивность, продолжительность, тип занятий должны зависеть от самочувствия больного. При тяжелом состоянии, повышенном давлении специальные занятия следует отложить и остановиться на обычном тихом разговоре или слушании спокойной музыки.

    Инсульт мозжечка и его место среди инсультов

    В течение занятия при необходимости делают перерывы. Не стоит переутомлять пострадавшего.

    Эмоциональный фон должен быть спокойным, не агрессивным. В общении с больным избегают безразличия и отношения к нему как к обреченному. Несмотря на тяжесть инсульта, у многих людей способность воспринимать отношение других остается сохранным.

    Справочно. Реабилитационный процесс должен быть комплексный, включать массаж, работу с логопедом, артикуляционную гимнастику, прием медикаментов.

    Учет всех этих моментов станет ключом к тому, как быстро восстановить речь после инсульта.

    Взаимодействие с пострадавшим

    Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.

    Справочно. Разговор необходимо вести естественно, без напряжения. При этом желательно произносить слова, фразы медленнее, чем обычно. Тон должен быть натуральным, таким, который обычно используется при общении со взрослым человеком. От того, что он заболел, в ребенка он не превратился.

    После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.

    В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.

    При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова. Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.

    Занятия с логопедом

    До выписки из стационара при поражении речи проводится консультация с логопедом. Определяется характер речевой патологии, назначается реабилитационную программу.

    В первые недели болезни специалиста лучше вызывать на дом. Так больному будет спокойнее и комфортнее.

    Справочно. Периодически, если психологическое и физическое состояние человека после перенесенного инсульта позволяет, занятия проводятся в группе. Это позволяет больному адаптироваться к обществу, увидеть, что он не одинок, обрести веру в себя. Важен также соревновательный эффект.

    При проведении занятий логопед использует фонетические, семантические, образные, творческие методики.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Образные направлены на компенсацию сенсорного дефицита. Применяются картинки, по ним делают попытку составить рассказ, найти связь.

    Творческие методы показаны всем перенесшим инсульт. С пострадавшим от инсульта занимаются пением, арт-терапией.

    Принципы организации домашних занятий

    Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.

    Среди них:

    • Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
    • Задания постепенно усложняются.
    • Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
    • На занятиях внимание уделяют пониманию.
    • Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
    • Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
    • Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
    • Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.

    При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.

    Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.

    Справочно. Кроме непосредственно занятий, связанных с нормализацией речевых способностей, больному показана лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе, диета.

    Упражнения

    Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.

    Как проводить реабилитацию после инсульта в домашних условиях

    Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

    Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.

    Каждое движение выполняют до 10 раз.

    Массаж

    Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.

    Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.

    Врачебные назначения

    Справочно. В настоящее время не существует лекарства, которое могло бы восстановить речь.

    Тем не менее, используется медикаментозное лечение, восстанавливающее кровообращение, активизирующее мозговые процессы, снимающее боль, судороги:

    • Ноотропные средства. Направлены на улучшение памяти, активизацию процессов мышления. Среди них особо отмечают Пирацетам, Луцетам.
    • Седативные. Препараты, обладающие такими свойствами, успокаивают, снимают лишнее возбуждение. Используется настойка валерианы, пустырника, Персил.
    • Лекарства, улучшающие кровоснабжения. К этой группе относят Кавинтон, Церебролизин.
    • Препараты, направленные на нормализацию питания тканей мозга. Используются таблетки Актовегин, Пирацетам, Кортексин.
    • Противосудорожные и расслабляющие. Назначается Лорезепам, Миокалм. Они помогают, в том числе, снизить напряжение лицевых мышц.
    • Гипотензивные. Используются для снижения давления. Применяются препараты группы сартанов, антагонисты кальция, бета и альфа-блокаторы. Мочегонные средства снижают давние и уменьшают отеки.
    • Антикоагулянты уменьшают вязкость крови. Назначается Варфарин, Дипаксин, Тромексан.

    Отдельного внимания заслуживает терапия стволовыми клетками. Эта инновационная технология в настоящее время пока проходит испытания и широко не используется. Тем не менее, она доказала свою эффективность в восстановлении сосудов, удалении тромбов, холестериновых бляшек, активизации защитных функций, возвращении речи.

    Терапия основана на пересадке стволовых клеток. Ее проводят дважды с трехмесячным перерывом.

    В дополнение к лекарственным способам нарушения лечат методами физиотерапии.

    Народные средства

    Восстановить мозговую активность, вернуть речевые функции, позволяют некоторые народные средства.

    В течение 14 дней принимают мумие в объеме до 2 мг перед сном. Всего проводят три курса, между ними должен быть пятидневный перерыв.

    Другой способ — до 500 мл вещества растворяют в двух столовых ложках воды и принимают три раза в день десятидневным курсом. Делают перерыв пять дней, затем курс повторяют.

    Успокоиться, снять мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт помогают хвойные ванны. Используются также водные процедуры с другими эфирными маслами.

    Заваривается чай из шалфея. Его пьют до пяти раз в день. Эффективен чай из календулы, шиповника и репешка.

    В рот ежедневно кладут кусочки черной редьки. Она провоцирует покалывание, жжение.

    Скорость восстановления речи

    Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.

    Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.

    Справочно. На возврат способностей говорить отводится обычно до пяти лет. Если за этот срок улучшений не произошло, вероятно, больной навсегда утратил возможность снова выражать мысли, понимать других людей.

    Прогноз

    Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.

    Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:

    • у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
    • у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
    • у 92% после легкого инсульта.

    Важно. Исследователи отмечают, что при несоблюдении рекомендаций по реабилитации, шанс на восстановление имеют не более 15% больных.

    Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.

    Восстановление речи после инсульта: упражнения в домашних условиях

    При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие – полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения.

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Почему пропадает способность разговаривать

    При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.

    Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.

    По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:

    • Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
    • Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
    • Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
    • Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
    • Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.

    Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

    Методы восстановления нарушенных речевых функций

    При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.

    Раннее начало занятий поможет быстро вернуть речь и сохранить больному способность полноценно общаться.

    Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

    Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:

    • медикаментозная терапия;
    • массаж;
    • занятия с логопедом.

    Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

    Можно ли восстановить речевые функции полностью?

    В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

    Медикаментозная терапия

    Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:

    • ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
    • гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
    • кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
    • диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).

    Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:

    • Глиатилин;
    • Цераксон;
    • Актовегин;
    • Мексидол.

    Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.

    Упражнения для улучшения дикции

    Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

    1. От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
    2. Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
    3. Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.

    Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

    Рекомендованные ниже практические упражнения помогут восстановить артикуляцию и улучшить работу лицевой мускулатуры. Вот несколько движений из предлагаемых рекомендаций, как вернуть речь:

    • Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
    • Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
    • Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
    • Высовывать свернутый в трубочку язык
    • Почмокать губами.
    • Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
    • Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.

    Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.

    Массаж

    Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:

    • слюнотечение;
    • «обвисание» щеки и уголка рта;
    • проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).

    Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.

    Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.

    Скороговорки для восстановления речи

    Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

    1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
    2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
    3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

    Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

    Со звуком “Б”:

    • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

    Со звуком “П”:

    • Пошла Поля полоть в поле.
    • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

    Со звуком “Л”:

    • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

    Со звуком “В”:

    • Вавилу ветрило промоклосквозило.
    • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

    Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.

    Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

    Применение народных средств

    В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

    • шишки сосны;
    • калина;
    • чабрец;
    • можжевельник;
    • шиповник;
    • земляника;
    • календула.

    Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

    Помощь логопеда после инсульта

    Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:

    • оценка речевых нарушений;
    • подбор тактики для устранения речевых отклонений;
    • коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.

    Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.

    Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».

    Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.

    Вспомогательные инструменты

    На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.

    Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector